Вы здесь: История пятидесятничества в РоссииПостсоветский периодСоюз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (СХВЕП)

Союз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (СХВЕП)

Союз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (СХВЕП)

Современная история Союза пятидесятников начинается с 1989 г., когда они фактически выделились из ВСЕХБ и организовали свой собственный союз во главе с Романом Биласом — лидером пятидесятников внутри ВСЕХБ. В мае 1990 г. 1-й съезд церквей ЕХБ РСФСР официально учредил СХВЕП РСФСР, впоследствии РФ. Новый союз включил в себя 25 региональных объединений, 295 поместных церквей и 41 миссию. В него вошли общины ХВЕ, вышедшие из ВСЕХБ, и некоторые независимые пятидесят-ники. Вне союза остались те группы, которые вообще не захотели реги-стрироваться, принципиально не желая иметь какое-либо отношение к государству. Общины этого направления входят большей частью в Объ-единенную церковь, возглавляемую Иваном Федотовым .
Через десять месяцев после проведения 1-го съезда был проведен Учредительный Съезд церквей ХВЕП СССР, на котором председателем Союза церквей христиан веры евангельской пятидесятников СССР (ХВЕП СССР) был избран Р.И. Билас. Были также избраны заместители: Н.Я. Дурило, П.В. Сердиченко, Н.П. Рещиковец. Съезд проходил в большом киноконцертном зале Измайлово. Этот съезд проходил 13 – 15 мая 1991 года. Прибыло 488 делегатов, представляющих 1000 церквей. Вновь созданный Союз объединил в своих рядах около 50 процентов пятидесятников СССР.
15 апреля 1991 года на Внеочередном Съезде  церквей ХВЕП РФ председателем Союза избрали Мурзу В.М., заместителем председателя – Н.Н. Коняхина, заместителем председателя по евангелизационным вопросам был выбран В.Н. Романюк.  На 1-м съезде в Союз вошло всего 50 церквей, насчитывалось всего 5 молитвенных домов, не было материальной базы, своего офиса. У председателя и его заместителей не был решен квартирный вопрос, не было зарплаты, отсутствовал автотранспорт .
В 1990 г. также произошло значительное событие, которое разделило пятидесятников на два лагеря – традиционных и новых. Выходец из нерегистированных пятидесятников, из церкви Ивана Федотова, Сергей Васильевич Ряховский организовал новый союз пятидесятников, ассоциацию «Церковь Божья», или Российское объединение ХВЕ «Церковь Божья», которая с самого начала была независима от образовавшегося Союза ХВЕП и включала в себя новообразованные церкви с более свободным стилем служения. В 1990 г. после вхождения в объединение Сергея Ряховского множества ассоциаций и церквей оно было преобразовано в Российский объединенный союз ХВЕП, во главе которого встал сам Сергей Ряховский. Часть общин, которые могли бы войти в СХВЕП, перешли к Сергею Ряховскому.
Союз Сергея Ряховского возрастал, он включал в себя общины более свободного харизматического толка. Союз же ХВЕП остался прибежищем традиционного пятидесятничества и церкви западных харизматических миссий. Несмотря на то, что в СХВЕП все-таки входили отдельные хариз-матические общины, руководство Союза не было склонно принимать к себе харизматов.
После принятия в 1997г. Закона о религии многие церкви были вынуждены войти в один из основных централизованных союзов, в основном этими союзами стали Российский Объединенный Союз ХВЕП Сергея Ряховского и Союз ХВЕП Владимира Мурзы. Церквам, которые существовали максимум 7 – 8 лет, потребовалась регистрация в рамках централизованного Союза, чтобы получить статус юридического лица. В помощь многочисленным независимым церквам, на основе объединения С. Ряховского был создан Объединенный Союз Ассоциаций, по существу федерация независимых друг от друга, но связанных административно и по общему вероучению, образований. В результате Союз С. Ряховского вырос, и количество церквей в нем сравнялось с числом церквей в СХВЕП, в то время как Союз Мурзы принимал «по-братски» далеко не все церкви харизматического направления, что во многом зависело от мнения региональных епископов СХВЕП и от влияния харизматов в отдельно взятой области. На протяжении последних лет традиционные пятидесятники и харизматы успешно сосуществовали, несмотря на то, что их столкновения происходили и на уровне отдельных церквей, и на уровне пятидесятнических союзов. Отсутствие крайних разногласий этих направлений между собой обуславливается тем, что ни один из легальных или нелегальных пятидесятнических союзов не стал полностью закрытой организацией и не отделял себя от других течений бесповоротно – отлучением. Поэтому в процессе развития и создания церквей некоторые пятидесятнические активисты, воспитанные в старых общинах советского времени – регистрированных или нет, -- свободно организовывали харизматические церкви, а пресвитеры этих старых общин чаще всего сохраняли при этом нейтралитет. Отношения союзов пятидесятников в 90-е гг. развивались таким образом, что пятидесятническое движение сохранило одну из своих главных черт – структурное многообразие в рамках единого направления . В то время, когда практических разногласий уже не могло быть, Сергей Ряховский принес покаяние на 3-м съезде СХВЕП в 1997г. за раскол, совершенный им в 1990г., и был прощен.
Взаимоотношения двух союзов достигли наиболее благоприятной точки. Дошло до того, что в 1997 г. в связи с выходом закона о религии между Владимиром Мурзой и Сергеем Ряховским велись переговоры по поводу возможного создания единого пятидесятнического союза. Однако ассоциации, примкнувшие к Сергею Ряховскому, например ассоциация «Общения Калвари», боялись раствориться в рамках вертикальной структуры СХВЕП. Руководство СХВЕП не стало настаивать, понадеявшись на то, что если понадобиться, то многие церкви сами попросят принять их в Союз. В результате была окончательно решена судьба Союза Ряховского как Союза фактически независимых ассоциаций, в отличие от иерархии старших пресвитеров в СХВЕП. В мае 1998 г. на генеральной конференции РОСХВЕП  был создан Союз Ассоциаций. По мнению пастора церкви «Общения Калвари» в Уфе Владимира Сильчука, все церкви все равно не были готовы войти в один Союз, так как во многих областях и городах новые и старые церкви просто между собой не общаются .
Разделение на либеральное и консервативное направление в пятидесятничестве свидетельствует о поисках в этом движении – прежде всего оптимальной организации церкви, формы служения и приемлемых границ вероучения. Постсоветская свобода и некритичное восприятие зарубежных харизматических идей сделало пятидесятническое поле в России слишком широким и противоречивым. Разрешение общепятидесятнической проблемы двух взглядов на мир и, по существу, двух подходов к тому, какими способами надо возрождать и обновлять христианство, было начато в процессе конфликта. Он произошел в Союзе Мурзы в 1999г., когда группа старших пресвитеров решила создать «блок пятидесятников в Союзе пятидесятников» и выступила против включения харизматических пасторов крупных церквей в руководство СХВЕП. Для достижения мира была создана согласительная комиссия по урегулированию взаимоотношений между церквами и составлено письмо, где были изложены основы единого пятидесятнического вероучения. Оно призывало всех оставаться на своих позициях, объясняя вступление харизматов в СХВЕП суровым Законом 1997-го г. о религии, после которого «Союз протянул руку дружбы и помощи этим церквам, и теперь они получили возможность проповеди Евангелия, право на аренду помещений, приглашения миссионеров и так далее» .
Руководство Союза признало, что в связи с вступлением харизматических церквей в Союз среди пасторов стало распространяться мнение, что СХВЕП постепенно отходит от традиционной пятидесятнической практики. Для того, чтобы опровергнуть все сомнения, были утверждены практические вероучительные положения для церквей Союза, на которых не акцентировалось внимание в общем вероучении (см. Приложение №3), принятом в 1994. Вот некоторые пункты, которые были в письме:

1.    Водное крещение рожденных свыше взрослых людей во имя Отца и Сына и Святого Духа.
2.    Наличие членства в церквах ХВЕ.
3.    Участие в вечере Господней только членов церкви.
4.    Недопущение разводов среди членов церкви кроме как по вине прелюбодеяния.
5.    Избрание на пресвитерское служение только братьев.
6.    Служители и их жены не должны быть в повторном браке даже если этот брак был до уверования или в прошлом отлученные за грех.
7.    Запрет на употребление алкоголя (кроме как в медицинских целях) и табака.
8.    Запрет на добрачную интимную близость христианской молодежи.
9.    Брачный союз членов церкви заключается только в Господе.

Из богослужебной практики исключались учение о «духовных родах», практикующееся в некоторых харизматических церквах, и «святой смех» и «святой гнев», т.е. есть те экстатические моменты, которые у харизматов свидетельствуют о духовной борьбе в человеке. Падения людей не бого-служениях прямо осуждены не были, но фактически квалифицировались как необязательная практика, которую не рекомендуется использовать. Музыка, по мнению руководства Союза, должна вызывать здоровые эмоции, и за неё несут ответственность прежде всего лидеры церкви.
Несмотря на принятые меры, проблема всё равно осталась. Уже в 2000 г. за открытое выступление против харизматов был отлучён пастор пятидесятнической общины СХВЕП в Ижевске. Наряду с этим, осознавая, что традиционные пятидесятники и харизматы оказались перемешанными в рамках этих структур, лидеры союзов и объединений не перестают говорить о перспективе объединения традиционных пятидесятнических церквей в один союз.
В.М.Мурза в 1998 году был переизбран на повторный 4-летний срок.
Весной 2002 г. на должность председателя Союза ХВЕП вместо ушед-шего в отставку В.М. Мурзы был избран Павел Окара. На протяжении мно-гих лет Окара был первым заместителем Мурзы и его ближайшим едино-мышленником. Мировоззрение Окары принципиально не отличается от взглядов Мурзы, поэтому Окара продолжает политику Союза, которую начал проводить его первый председатель.

История ХВЕ в России

меню
Наверх