Вы здесь: История пятидесятничества в РоссииПостсоветский периодРоссийский объединенный союз христиан веры евангельской пяти-десятников (РОСХВЕП)

Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП)

Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП)

История возникновения объединенного Союза ХВЕП непосредственно связана с историей объединенной церкви христиан веры евангельской.
В 1988г. в Москву, по приглашению епископа Федотова, прибыл европейский координатор мирового объединения Церкви Бога – Пауль Лаустер. Он вышел на С.Ряховского, который организовал встречу с Федотовым и Мурашкиным. С этого времени начинается период сближения этих двух самых близких по богословским корням пятидесятнических объеди-нений. Вскоре И.Федотова приглашают посетить главный офис Церкви Бога в США. В Москве, на одной из конференций так называемой «Школы служения» Карла Ричардсона, представителя Церкви Бога, присутствовало большое количество служителей и бывших узников со всего бывшего Союза. Во время проведения «Школы Служения» состоялся Совет Епископов, на  котором произошло объединение двух нерегистрированных братств возглавляемых В.Белых и И.Федотовым.
С 1992 года началось восстановление единства церквей ХВЕ, которые находились под руководством В.И.Белых и церквами ХВЕ, которые были под руководством И.П. Федотова. С этого момента церковь на территориях независимых государств стала называться Объединенной Церковью ХВЕ. Одним из первых совместных проектов ОЦХВЕ России и Церкви Бога в июне 1992 года стал так называемый проект «100 церквей за 100 дней». Координатором этого проекта был назначен пресвитер С.Ряховский. В Москве было арендовано 14 кинотеатров, в которых ежедневно проводились евангелизации.

25 октября 1992 в Сергиевом Посаде состоялось специальное совещание ОЦХВЕП и Церкви Бога, на котором было отвергнуто предложенное Церковью Бога объединение, но было подписано соглашение о сотрудничестве в евангелизации.
В 1994 году С.В. Ряховский, Р. Циммерман и В. Мирошин были рукоположены в епископы.
В 1995 году новый европейский координатор Церкви Бога Дитрих Кноспе, вопреки соглашению с ОЦХВЕ, рукополагает епископа Сергея Васильевича Ряховского в епископы для служения в Церкви Божьей, за что Совет Епископов ОЦХВЕ России освободил С.В. Ряховского от служения в ОЦХВЕ.
С этого момента Союз стал полностью самостоятельной организацией. Вокруг Союза Ряховского возникали ассоциации и миссии, которые в 1995г. объединились в Российский Союз ХВЕ «Церковь Бога».
Подготовка к созданию РОСХВЕ началась в 1996г. с целью объединения разрозненных протестантских организаций и объединений перед угрозой дискриминации со стороны властей. Ведущую роль в этой подготовке сыграла американская ассоциация «Духовное Возрождение», возглавляемая в ту пору в России американцем Джорджем Лоу (президент – Питер Дейнека). С российской стороны основными организациями РОСХВЕ выступили Христианский юридический центр (глава Владимир Ряховский, брат епископа Сергея Ряховского), Институт Религии и права (директор – Анатолий Пчелинцев) и ряд харизматических церквей.
В 1997 – 1998 гг. Союз ещё более расширился – в него влились сотни харизматических общин, ассоциаций и миссий. Это позволило в мае 1998 г. на Генеральной конференции церквей создать Российский объединен-ный союз христиан веры евангельской пятидесятников по принципу «автономной централизации». Объединенный Союз включил в себя 12 христианских ассоциаций и союзов: пятидесятники, харизматические, пресвитерианские, методистские церкви, а также неденоминированные российско-американские христианские организации (в том числе и ассоциация «Духовное Возрождение»).
Решающее значение для создания столь крупного Союза, каковым стал РОСХВЕП, сыграло принятие в 1997 закона г. о религии. Союз вобрал в себя протестантские организации, не имеющие 15-летнего срока существования на территории Российской Федерации, что в соответствии с новым законом о свободе совести грозило им лишением прав юридического лица. Фактически каждая церковь, возникшая в 90-х годах, согласно этому закону ограничивалась в правах. В ряде регионов перерегистрация проходила со значительными нарушениями – в органах юстиции отказывались регистрировать чаще всего именно харизматические церкви (во многих случаях это было связано не с положениями закона о религии, а с общей политикой по признанию только «традиционных» конфессий). Однако в большинстве регионов к 2000 г. практически все церкви были зарегистрированы.
Молодые протестантские церкви имели проблемы не только с перере-гистрацией, по всей стране так или иначе нарушались их права, и они нуждались в мощной организации или союзе для отстаивания своих интересов.
Страх молодых церквей перед требованиями органов юстиции позволил С.В.Ряховскому развернуть широкую кампанию по привлечению в Союз всех недавно возникших харизматических церквей и миссий. Более того, он стремился сделать свой Союз прибежищем не только для пятидесятников, но и для всех евангельских церквей. Одно время в РОСХВЕП входили методисты, пресвитериане (Совет пресвитерианских церквей во главе и Игорем Реяко) и просто евангельские церкви. Отдельные церкви и миссии, зарегистрированные в рамках РОСХВЕП, становились членами централизованной общероссийской организации и соответственно получали полноту прав юридического лица. В свою очередь, церковь платила в Союз ежемесячный взнос – от 100 до 200 долларов в зависимости от материального положения и спонсоров общины. Активное участие в юридической консультировании играл Христианский юридический центр В.В.Ряховского, брата Сергея Ряховского, затем преобразованный в Славянский правовой центр во главе с Анатолием Пчелинцевым и Владимиром Ряховским.
Одной из крупных акций Союза и Славянского центра в компании про-тив закона 1997г. стала подача заявления в Конституционный Суд о признании неконституционности отдельных положений российского закона о свободе совести (прежде всего статьи о 15-летнем сроке). В качестве пресвитера пресвитерианской церкви «Сион» С.В.Ряховский в июне 1998 г. стал одним из заявителей (представителей пятидесятнических церквей) в Конституционный суд РФ (в 1997 г. христианско-пресвитерианской церкви «Сион» в г. Реутово Московской области было отказано в регистрации). В 1998 г. Конституционный Суд частично удовлетворил иск Славянского центра и ряда церквей. Он вынес решение о том, что церковь, не имеющая 15-летнего срока существования на территории России, но входящая в централизованную организацию, состоящую хотя бы из трех церквей, имеет все права юридического лица.

История ХВЕ в России

меню
Наверх