Не регистрированные пятидесятники

Не регистрированные пятидесятники

В 1955-56 гг. вследствие положительных изменений в политике правительства СССР, христиане, осужденные за религиозную деятельность, были освобождены из мест лишения свободы (часть священнослужителей, освободившихся из лагерей, продолжала отбывать срок в ссылках в Сибири). Вернувшиеся на свободу служители начали труд по восстановлению разрушенных церквей, рукоположению священнослужителей, освящению членов Церкви. После двух лет интенсивной работы к июню 1956 г. был восстановлен руководящий центр в г.Пятихатки. К июлю 1956 г. были доработаны «Догматы ХЕВ».
В 1956 г. А.И.Бидаш рукоположил в г.Инте на пресвитерское служение В.И.Белых. В этом же году Бидаш возвратился на Украину. Его здоровье оказалось подорванным вследствие двух заключений (в тюрьме и в ссылке). В тюрьме А.И.Бидаш постоянно находился в камере для инвалидов, что очень отрицательно влияло на его здоровье.

В 1956 г. В.И.Белых вернулся на Украину, имея возможность свободно встречаться с руководством Церкви ХВЕ, епископами, служителями. Это был период, который позже назовут «оттепелью». После доклада Н.С.Хрущева «О перегибах в атеистической пропаганде» на ХХ съезде КПСС, отношение властей к религиозной деятельности стало более терпимым. Созрела необходимость созыва братского съезда. В процессе под-готовки съезда руководители Церкви разъехались во многие области страны, где ознакомили общины с разработанным вероучением.
15-20 августа 1956 г. в Харькове состоялся съезд служителей ХВЕ. На этом съезде было утверждены «Догматы Христиан Евангельской Веры» . На съезде был провозглашён независимый не регистрированный Союз Христиан Веры Евангельской. На съезде, где присутствовали представи-тели многих областей страны, были намечены конкретные пути активизации деятельности союза ХВЕ, было принято специальное воззвание к верующим.
Обсудив благоприятные возможности развития Церкви, руководство Братства направило Письмо руководству СССР с просьбой дать свободу пятидесятникам согласно вероучению ХВЕ. Власти предложили объединиться с баптистами в один союз.
На встрече с руководством ЕХБ Правление союза ХВЕ не пришло к со-гласию с баптистами из-за отсутствия общего понимания в вопросах действия благодати Духа Святого (в частности, о пророчестве и т.д.). Участие во встрече принимали А.И.Бидаш, В.И.Белых, И.А.Левчук и другие руководящие братья.
Возник важный вопрос: как жить дальше? Дух Святой сказал: "Трудитесь - Я даю вам свободу". Правление братства продолжило свою работу. А.И.Бидаш и В.И.Белых проходили по городам и селам Украины, Молдовы, основывая новые церкви, излагая вероучение ХВЕ, рукополагая священнослужителей.
В конце 1956 года, согласно решению Совета Епископов, в Черновцах В.И.Белых рукоположили на епископское служение. Через некоторое время на епископское служение рукоположили Ивана Антоновича Левчука, который на протяжении всей жизни был верным помощником В.И.Белых в его ответственном служении.
Во время заседаний Совета Епископов была утверждена структура ру-ководства Братства. Руководящими органами союза Церквей ХВЕ стал Совет Епископов и Правление. Начальствующим епископом был избран А.И.Бидаш. Территория СССР была разделена на 38 духовных регионов. Отдельными регионами выступали Беларусь, Армения, Молдова, Красноярский край, Краснодарский край, области России и Украины. В каждом регионе правление Церкви ХВЕ создавало региональные правления, утверждало епископов, старших пресвитеров.
Заседания Совета Епископов проходили преимущественно в г.Пятихатки, где жил председатель Правления союза ХВЕ Афанасий Иванович Бидаш и его жена, Варвара Яковлевна, которая была верной помощницей в ответственном служении. Он, по свидетельству служителей, был очень мудрым и в то же время очень кротким человеком. На судьбу этого мужественного человека выпало пережить 20 лет уз во имя Христа. Во время заседаний Совета Епископов постоянно дополнялось и утверждалось вероучение ХВЕ.
В 1957 году КГБ начало предупреждать о возможных новых преследованиях. Власти говорили, что общины ХВЕ не могут быть зарегистрированы, и, таким образом, Церковь была поставлена вне закона. Именно на конец 50-х – начало 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание людей вбивалось нетерпимое отношение к "сектантам-изуверам". Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о пятидесятниках ("Тучи над Бордском", "Чудотворец из Бирюлево", "Это тревожит всех", "Апостолы без масок"). В многочисленных газетных публикациях и отдельных печатных изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность верующих пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.И. Бидаш. И.А. Левчук, В.И. Белых, В.В. Ряховский, И.П. Федотов, М. Афонин, М. Смирнова, А.И. Косенков и др.) .
В 60-х годах власти все-таки предложили регистрацию, но только тем общинам ХВЕ, которые откажутся от "изуверских обрядов". Была объявле-на возможность автономной регистрации при городских и районных Советах народных депутатов. Началась усиленная работа КГБ, направленная на регистрацию всех поместных церквей ХВЕ. Начались деления в братстве. Некоторые церкви шли на компромисс с властями, другие продолжа-ли бороться. Положение в братстве усложнилось. Многие Церкви все – таки воспользовались возможностью иметь легальный статус и продолжали в особых условиях вести борьбу против вмешательства властей в дела церковного устройства.
В то время действовало законодательство «О религиозных объединениях», вышедшее в 1929 г., которое запрещало благотворительность, мо-лодежные служения, воспитание детей в Церкви, в воскресных школах. Проповедь Слова Божьего разрешалась только в рамках Молитвенных домов. Закон предусматривал образование специальных комиссий для надсмотра за религиозной деятельностью. Все это ущемляло свободу вероисповедания, и верующие не могли согласиться с таким положением.
Преследования, гонения, показные суды, приписываемая Церкви анти-советская деятельность, штрафы, узы, ссылки, антирелигиозная пропаганда, сопровождаемая клеветой, были нацелены против нерегистрированного союза ХВЕ.
В 1957 г. в г. Пятихатки во время заседания Совета Епископов, когда дорабатывалось вероучение ХВЕ, сотрудники КГБ «переписали» священнослужителей и сурово предупредили Правление союза о возможном аресте руководства. В скором времени И.А.Бидаш и И.А.Левчук были репрессированы. В этот период В.И.Белых находился в Винницкой области и продолжал работу по устройству и объединению церквей области.
Осенью 1958 г. В.И.Белых был арестован и после суда в мае 1959 г. был отправлен в Воркуту, а некоторое время спустя - в мордовские лагеря.
В период, когда руководство союза ХВЕ находилось в тюрьмах и ссылках, труд продолжали священнослужители, которые были на свободе.
К началу 1961 года свыше тысячи общин ХВЕ насчитывали более 200 тысяч верующих.
В 1968 году была разрешена автономная регистрация, при условии отказа от «изуверских обрядов» (так именовали крещение Духом Святым со знамением иных языков). Снова началась внутренняя борьба в братстве. Некоторые продолжали бороться, другие соглашались на те условия, которые были предложены властями, и это повлекло за собой деление в союзе ХВЕ. В борьбе КГБ против союза ХВЕ применялись клевета, штрафы, суды. Церковь ХВЕ была, как «прах всеми попираемый». Это была массированная атака направленная на то, чтобы заставить Церковь отступить от своего вероучения и привлечь служителей к сотрудничеству с уполномоченными по делам религиозных культов и, таким образом,— с КГБ. Цена легализации была слишком высока, и многие пятидесятники, как и другие деноминации, предпочли лучше страдать за Христа, за чистоту своих убеждений. Священнослужение в нерегистрированных церквях приравнивалось к тяжкому уголовному преступлению.
В 1969 г. были освобождены А. И. Бидаш, Е.С.Миронец, М.Ф.Гордиенко и другие ведущие братья. В.И.Белых должен был отбыть еще 5 лет ссылки в Красноярском крае.
В 1976 г. Белых, освободившись из ссылки, поселился в г. Дубоссары (Молдова) и продолжил труд в Правлении союза Церквей ХВЕ.
В конце 70-х годов в Таллинне началось сильное пробуждение, которое достигло многих церквей ХВЕ. Это движение было неоднозначно воспринято в руководстве союза ХВЕ. Некоторые служители воспротивились. В своем большинстве руководство союза не могло согласиться с этим мнением, признавая, что в этом, так называемом «таллиннском движении», было действие благодати Божьей. Восприятие и оценка этого движения повлекла за собой дополнительные ответвления в братстве.
До конца 80-х годов Церковь ХВЕ, несмотря на нелегальное положение, продолжала возрастать в Божьей благодати.
В 1986 г. по официальным государственным данным насчитывалось 843 пятидесятнических общины. Американская энциклопедия «The Encyclopedia of Religion» N.Y.,1987) приводит данные о наличии в СССР 650 тыс. пятидесятников.
Конец 80-х годов характеризуется началом большой волны эмиграции из Советского Союза. Тысячи пятидесятников, эмигрировавших в Германию, создали Союз Церквей ХВЕ, возглавляемый Советом Епископов. Сотни тысяч пятидесятников из разных объединений, эмигрировав в США, объединились в Церкви служащих Богу по вероучению ХВЕ.
В конце 80-х годов, в период так называемой государственной перестройки, когда все шире и шире открывались ворота свободы для проповеди Евангелия, служители Церкви, находившиеся в составе ВСЕХБ, заявили о своем выходе из союза христиан-баптистов и желании создать независимое объединение пятидесятников, крещеных Духом Святым.
Пришедшая свобода открыла для движения ХВЕ глубокое внутреннее противоречие, которое обнаружилось в психологии верующих, как наследство, которое они вынесли из трагического прошлого, пережив нечеловеческие репрессии. Поэтому часть церквей предпочла даже при демократическом законодательстве оставаться незарегистрированной.
13—17 мая 1992 г. в Москве во время конференции, которую проводило объединение пятидесятников «Церковь Бога» под председательством Карла Ричардсона, произошло важное событие — было провозглашено единство нерегистрированного братства и сняты последние разногласия, имевшиеся в некоторых регионах. Епископы Виктор Белых и Иван Федотов, лидеры нерегистрированного братства, дали обещание пред Господом вместе трудиться для единства Церкви ХВЕ.