Христиане Веры Евангельской и Густав Шмидт

Христиане Веры Евангельской и Густав Шмидт

Движение Христиан Веры Евангельской на Украине распространялось, начиная с западноукраинских земель. В 1920г. из Америки возвратились в г. Кременец и окрестные села И. Геррис, И.Черский, П.Ильчук, Т.Нагорный и А.Антонюк (Западная Украина в то время входила в состав Польши). Они организовали ряд пятидесятнических общин на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей. Духовный центр ХВЕ находился в г. Кременце, руководил им И. Геррис.
6 мая 1924 г. в г. Кременце состоялся первый съезд, на котором был ор-ганизован Союз Евангельской христиан имени Святой Пятидесятницы, который возглавил А. Берхгольц. В 1929 г. на втором съезде Союз Евангельской христиан имени Святой Пятидесятницы был реорганизован в «Союз Христиан Веры Евангельской» с центром в г. Лодзи.
В 1929 г. в г. Данциге (нынешнем Гданьске) открылся Западноукраин-ский филиал Восточноевропейской миссии. Руководил представительством Густав Шмидт. Миссия содействовала различным пятидесятническим церквам и союзам в Восточной Европе, в частности, союзу общин Христиан Веры Евангельской (руководитель А. Берхгольц).
Шмидт организовал первую пятидесятническую Библейскую школу в г. Данциге. Учрежденная в 1932 г., школа в 1935 г. переросла в Библейский институт. Студентами первого набора стали христиане из России, Украины, Польши и Болгарии. За десятилетний период своего существования школа выпустила много благословенных проповедников и евангелистов, которые впоследствии стали организаторами пятидесятнических церквей в странах Восточной Европы, в том числе в Чехословакии, Югославии, Болгарии.
Густав Шмидт много трудился в западной части Украины, которая в то время входила в состав Польши. Именно там произошло мощное пятидесятническое пробуждение среди украинцев и было организовано много поместных церквей. Все они восприняли богословскую доктрину «Ассамблеи Божьей», в вероучении которой отсутствует учение об омовение ног.
Таким образом, западная часть Украины и Беларусии пережили пятидесятническое возрождение под влиянием деятельности Восточноевропейской миссии. С 1929 г. эта миссия начала издавать ежемесячный журнал «Примиритель», редактором которого был Г.Шмидт.
19—20 мая 1929 г. в с. Старые Чолницы Луцкого уезда состоялся 1-й объединительный съезд, на котором был принят новый устав и новое название: «Союз Христиан Веры Евангельской в Польше». Председателем союза до начала второй мировой войны был А. Берхгольц. В середине 30-х у ХВЕ насчитывалось 500 общин, объединявших около 18-ти тыс. верующих.
С 1936 г. по инициативе руководства «Союза ХВЕ в Польше» в Кременце издавался ежемесячный украинский журнал «Евангельский голос» (редактор М.Вербицкий). Журнал издавался до 1939г. Накануне Второй мировой войны секретарь «Союза ХВЕ в Польше» И.Зуб-Золотарев эмигрировал в Аргентину, где начал издавать в г.Буэнос-Айресе пятидесятнический журнал на русском языке «Христианский вестник».
В 1930 г. И. Е. Воронаев, В. Р. Колтович и многие другие братья были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь.
Позднее Иван Проханов, который руководил Союзом Евангельских Христиан, будучи в очередной поездке за границей, вынужден был остаться там, потому что остальное руководство было также репрессировано. Были репрессированы многие христиане. В. Р. Колтович и Рюмшин из заключения не возвратились, как и многие другие братья, имена которых известны только Богу. Жена Воронаева была сослана в Среднюю Азию. В тюрьмах и ссылках в общей сложности она провела около 25 лет. В течение десяти лет были сильные гонения всех христиан в Советском Союзе. Тюрьмы были переполнены благовестниками истины всех христианских конфессий.
По милости Божьей из уз возвратился один из членов Правления Союза Христиан Евангельской Веры, рукоположенных Воронаевым и Колтовичем чем брат В.С.Павлов. Н. И. Подлесный, освободившись из уз, остался некоторое время жить в Сибири.

История ХВЕ в России

меню
Наверх