Развитие движения пятидесятников в России в советское время

Развитие движения пятидесятников в России в советское время

Проповедь Воронаева и создание союза Христиан Евангельской Веры

Началу движению христиан евангельской веры положила деятельность Ивана Ефимовича Воронаева (Черкасова). После своего обращения в 1908 году он нес служение проповедника евангельско-баптистких церквей в Ирутске, а затем в Красноярске. В 1912 году вместе с семьей выехал в США, где трудился пресвитером русской баптисткой церкви. Церковь проводила богослужебные собрания в помещении пятидесятнической церкви, пастором которой был Э.Вильямс. Он и познакомил И.Е. Воронаева с учением пятидесятников. Спустя некоторое время Воронаев вышел из баптисткой церкви и основал в 1919 году в Нью – Йорке свою самостоятельную русскую общину пятидесятников.
Однажды во время молитвенного служения в доме Анны Колтович, Воронаев неожиданно получил Божье откровение выехать в Россию, чтобы донести русскому и украинскому народам чудную весть о крещении Духом Святым. Отправляясь на миссионерскую работу, Воронаев знал, что их ожидают большие трудности, связанные с экономическими и политическими событиями в России. Но Божье поручение вселяло в него веру, что Бог сохранит их. После революции в 1917 году в России православную церковь постигли сильные гонения (это было связано в частности с тем, что православная церковь была официальной частью царского режима, против которого боролись большевики).

Отношение к протестантским церквам баптистов и евангельских христиан было лучше (они не участвовали в военных действиях). Всероссий-ский союз евангельских христиан (руководитель Проханов) после революции насчитывал около 500 000 христиан.
15 июля 1920 года семьи Воронаева, Заплишных и В.Р.Колтович отплыли из Нью-Йорка. По пути в Россию они остановились в Болгарии и начали там проповедовать Божью истину. Огонь Пятидесятницы быстро распространился по стране и в течение одного года они организовали 18 Церквей.
Во время поездки в Турцию Воронаев познакомился с адвентистами седьмого дня, крещенными Духом Святым. Они перед причастием совершали омовение ног. От них он принял учение об омовении ног и в дальнейшем служении Воронаева эта доктрина получила свое дальнейшее развитие. Практика омовения ног перед причастием практикуется в некоторых общинах пятидесятников и по сей день.
Семья Заплишных осталась трудиться в Болгарии, где за короткое время количество пятидесятников достигло 5 000 человек, а Воронаев отправился на Украину.
В августе 1921 года И.Е.Воронаев и В.Р.Колтович прибыли в Одессу. Их очень радостно приняли одесские баптисты и евангельские христиане. И.Е.Воронаев начал проповедовать среди баптистов, но как только он начал говорить о крещении Духом Святым и говорении на иных языках, сразу встретил как положительную, так и сильную отрицательную реакцию. Баптисты стали называть его еретиком и фанатиком. Все братства были предупреждены, что И.Е.Воронаев насаждает культ и проповедует ересь.
Бог же продолжал благословлять его служение, и в городе Одессе очень быстро была основана пятидесятническая Церковь. 12 ноября 1921г. в одном из зданий Сабанского переулка было официально проведено первое собрание ХЕВ.
В 1924г. в городе Одессе И.Е.Воронаев созвал 1-й областной съезд ХЕВ, на котором был основан «Одесский областной союз Христиан Еван-гельской Веры». В Правление вошли: И.Е.Воронаев - председатель, В.С. Павлов - заместитель, В.Р.Колтович - казначей, М.Н.Кац - секретарь и И.Ф.Долженков - член Правления.
К 1924 г. воронаевские общины появились почти во всех областях Укра-ины, а также в Ташкенте, на Урале и даже в Сибири.
2-4 сентября 1925 г. по инициативе И.Е.Воронаева был созван 2-й Одесский областной съезд ХЕВ. На нем присутствовали 36 делегатов от 24 церквей и 17 гостей. Съезд принял резолюцию о Вероучении, о молитвенных собраниях сестер, о праздновании христианских праздников, об отношении к другим церквам, о браке и разводах, о рукоположении и по другим вопросам. На следующий год было избрано Правление областного союза в составе: И.Е.Воронаев - председатель, В.С.Павлов - заместитель, В.Р.Киселев - казначей и И.Ф.Долженков, Ф.Н.Сокуренко, И.С.Ротарюк - члены правления.
Съезд одобрил предложение об реорганизации Одесского областного союза ХЕВ во Всеукраинский Союз ХЕВ. Вскоре с необходимыми документами Воронаев и Алексюк прибыли в Харьков, который был в то время столицей Украины. После рассмотрения документов последовало разрешение правительства на проведение в 1926 г. Всеукраинского съезда ХЕВ и был зарегистрирован Всеукраинский союз ХЕВ. В 1926г. И.Е.Воронаев издает "Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры".
В 1925 г. руководитель общества трезвенников И.Н.Колосков посетил Одесскую Церковь ХЕВ. Когда в 1926г. И.Е.Воронаев и В.Р.Колтович посетили Москву, они предложили общине трезвенников проповедь о крещении Духом Святым. Результатом служения стало, крещение почти всей общины Духом Святым.
1-й Всеукраинский съезд состоялся в Одессе 21-23 сентября 1926 г. На этот съезд прибыли не только делегации с Украины, но и из многих общин Сибири, Кавказа, Урала, центральных районов России. Присутствовало 62 делегата, председательствовал И.Е.Воронаев. В отчетном докладе И.Е.Воронаева о проделанной за истекший год работе было отмечено, что Правление Союза, союзные благовестники и руководящие братья в общинах приложили много усилий для того, чтобы дело Божье шло успешно. На данный момент в Союз входило 250 общин, имеющих свыше 15 тысяч членов, а Одесская община увеличилась до 400 человек. Говорилось о большом пробуждении среди молокан и духоборов на Кавказе, а особенно в Крыму, где ревностно и плодотворно трудился союзный проповедник Г.И.Завальный. Значительный рост церквей наблюдался в Днепропетров-ской, Кировоградской, Херсонской, Николаевскoй, Каменец-Подольской и Винницкой областях. Церкви ХЕВ появлялись также на местах, где уже были общины евангельских христиан и баптистов.
На съезде И.Е.Воронаев совершил рукоположение духовных работников, среди которых были: М.З.Быков, Н.В.Кузьменко, В.С.Павлов, Г.Г.Понурко, Д.И.Пономарчук, И.Н.Подлесный, М.В.Рюмшин. Председате-лем Всеукраинского союза ХЕВ избрали И.Е.Воронаева. В Правление Со-юза вошли: В.Р.Колтович (первый зам.председателя), М.А.Гальчук (второй зам.председателя), И.Н.Подлесный (секретарь), а также П.В.Кушнерева, В.С.Павлов и М.В.Рюмшин. На съезде был утвержден устав союза ХЕВ.
Для более планомерной работы все общины были поделены на 10 областных отделов, которые в свою очередь имели подотделы. Только на протяжении года после 1-го Всеукраинского съезда было проведено 23 районных съезда.
В мае 1927 г. братья Воронаев и Подлесный поехали в Москву для регистрации Всесоюзного союза ХЕВ. Они посетили Московскую Церковь ХЕВ, которой руководил М.З.Быков, имели встречу с руководителями христиан в духе апостолов и вели переговоры с ними о возможности объеди-нения в один Союз, но догматическое разногласие в вопросе о единстве Бога и его Триединстве оказалось препятствием неопредолимым.
7-12 октября 1927 г. состоялся 2-й Всеукраинский съезд ХЕВ, на который прибыли делегаты с Украины и, кроме того, присутствовали гости из Москвы, Урала, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока.
Союзные проповедники рассказали съезду о своей работе, поделились успехами и поставили ряд вопросов, которые нуждались в решении. Было отмечено, что все еще остается острая нужда в организации по общинам курсов кройки и шитья, а также необходимо решить вопрос образования хоров, музыкальных кружков и оркестров. Съезд одобрил сообщение И.Е.Воронаева о том, что с целью евангелизации в Одессе открыты молитвенные дома в районе Привокзального рынка и на Таганке, где руководили братья Колтович и Рюмшин. На съезде, к сожалению, было отмечено, что не удалось получить разрешения на открытие Библейских и ре-гентских курсов. На 2-м Всеукраинском съезде в очередной раз возникла дискуссия об отношении к воинской повинности, и по этому вопросу была принята резолюция. Правление Союза ХЕВ было переизбрано в прежнем составе.
13 октября сразу же по завершении 2-го Всеукраинского съезда состоялся 1-й Всесоюзный съезд Союза ХЕВ. На съезде присутствовало 53 делегата с правом решающего голоса. Cъезд заслушал доклады проповедников и руководящих общин о духовном состоянии на местах. Докладывали представитель от Ташкентской общины Ф.А.Фалеев, представитель от Брянской губернии Я.С.Артюхов, представитель от Всеукраинского Союза ХЕВ В.С.Павлов, представитель от Кубанской области П.С.Белинский, представитель от Московской губернии А.Е.Фролов и другие.
В Правление Союза были избраны: И.Е.Воронаев - председатель, В.С.Павлов - заместитель, Г.Г.Понурко - секретарь и казначей, членами Правления - М.З.Быкова, Ф.А.Фалеева, кандидатами - Д.И.Пономарчук, С.С.Клочков.
Фактическим заместителем И.Воронаева на протяжении всего его служения был В.Р.Колтович, в прошлом - проповедник баптисткой общины. В.Р.Колтович приложил много стараний для создания многочисленной общины в Одессе и систематически ездил по другим городам и областям. К 1927г. Одесская община насчитывала уже 500 членов, на Украине было более 350 церквей насчитывающих около 17 тысяч членов.
Когда пламя огня Духа Святого охватило всю Россию, начали сгущаться тучи. В 1929 г. был принят «Закон о свободе совести и религиозных объединениях», ограничивающее свободу совести. Правительство ограничило деятельность всех евангельских церквей.