Вы здесь: История пятидесятничества в РоссииПятидесятники в послевоенные годыАвгустовское соглашение 1945 и пребывание во ВСЕХБ

Августовское соглашение 1945 и пребывание во ВСЕХБ

Августовское соглашение 1945 и пребывание во ВСЕХБ

В августе 1945 г. после длительных переговоров руководители ХЕВ А. И. Бидаш, Д. И. Пономарчук и ХВЕ И. К. Панько (Беларусь), С. И. Вашкевич подписали «Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами и баптистами в один союз», так называемое Августовское соглашение (полный текст смотри внизу страницы). Официально в Августовском соглашении ЕХБ признавали исполнение силой свыше, как со знамением иных языков, так и без знамения иных языков.
В результате за период с августа 1945 по январь 1960 года в общины ЕХБ влилось около 25 тысяч пятидесятников. Всего в ВСЕХБ вошло около 300 пятидесятнических общин. Лидеры пятидесятничества таким методом думали обеспечить для Церкви условия легального существования и возможности беспрепятственной проповеди о крещении Духом Святым.

После подписания Августовского соглашения в церквях началась внутренняя борьба между пятидесятниками и баптистами, которые имели раз-ные доктринальные основы. Запрещалась общая молитва на языках с исполнением Духом Святым, упразднилось омовение ног. Понурко, Пономарчук, Бут и ряд других лидеров призывали к неукоснительному исполнению соглашения .
Вот как свидетельствует документальная повесть о епископе Белых в книге «Водимые Духом Святым» о происходящем в церквах вошедших в союз ВСЕХБ: «Следствием принятого под давлением советской власти Августовского соглашения 1945 года, в которое был внесен пункт: “Обе стороны признают, что на основании Священного Писания разные языки являются  одним из даров Духа Святого, даруемого не всем, а иным – 1Кор. 12, 4 – 11”, стало насильственное объединение пятидесятничеких церквей с баптистами. Как выразился Е.И. Юрчак: “масло” и “вода” взбалтывались, но не смешивались. Спецслужбы СССР с одобрением относились к тому, чтобы все поместные церкви возглавляли только баптисткие служители. Впоследствии многие поместные  пятидесятнические церкви, т.ч. Одесская и Киевская, вышли из ВСЕХБ»
Многие служители пятидесятнических церквей, которые не могли смириться с пренебрежением истины, решали вопрос о выходе из объединения с ЕХБ, чтобы создать независимый союз Христиан Веры Евангельской .
Вот как свидетельствует Виктор Белых в своей книге «По следам Христовым» о совещании пресвитеров ХВЕ и ХЕВ 1947 года:

Весной 1947 года в городе Киеве собрались епископы, пресвитеры, благовестники, что-бы обсудить, как дальше быть. Присутствовали Бидаш, Бут, я и Левчук. Решили разъехаться по своим местам и вопросить Господа.
Вновь мы встретились в Киеве в том же году, через несколько месяцев. Все привезли волю Божию: “Пойдете в узы защищать истину”. Вот одно из откровений во Львове, где я был: “Идем мы по дороге оказывается в узах. Там будут вас быть языками, как плетками. Потом  колючая проволока, проволока разорвалась и победители на белых конях выехали на труд”.
Получили также откровение: “Труд продолжайте”. И мы продолжали труд в церквах среди гонений и преследований.
Решили собрать более предствительное совещание служителей. В ап-реле 1948 года в городе Днепродзержинске собрались служители гонимой церкви ХВЕ. Выработали решение – с баптистами нам не по пути. Мы мо-жем быть только отдельным союзом Христиан Веры Евангельской по нашему вероучению.

В 1948 году в г. Днепродзержинске состоялось второе расширенное совещание служителей Христиан Веры Евангельской, вышедших из объединения ЕХБ. Было составлено заявление руководству ЕХБ и Советскому правительству, в котором, в частности, было сказано: «Мы, христиане веры евангельской, можем быть только отдельным союзом ХВЕ по нашему вероучению» (полный текст письма см. внизу страницы). В письме были изложены причины выхода из объединения.
В совещании принимали участие Бидаш Афанасий из г. Пятихатки, Шокало Филипп из г.Кривой Рог, Порфирий Ильчук из Ровенской области, Степан и Яков Федорович из Днепродзержинска, Цыганюк из Черновцов, Антон Никитчук из Здолбунова, Мисюра, Николай Дорунов из Днепродзержинска, Чухрий из Черновицкой области, Марин из Москвы, а также Виктор Белых из Золотоноши, Иван Левчук из Киева и другие.
Сразу же по окончании съезда 16 участников были арестованы и отправлены в Днепропетровскую, а затем — в Киевскую тюрьму. Арестованных особым совещанием приговорили к разным срокам заключения, обвинив в антисоветской деятельности. В числе осужденных были также А. И. Бидаш, П.Ильчук, В.И.Белых и И.А.Левчук.
В 1949 году только в Днепропетровской области вышло из объединения ВСЕХБ более 38% от общего числа тех, которые вступили в него в августе 1945 г. Начались сильные преследования пятидесятников, вышедших из объединения баптистов. Многие руководители церквей и искренние христиане были брошены за тюремную решетку и колючую проволоку исправительно-трудовых лагерей строгого режим.


СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ С ЕВАНГЕЛЬСКИМИ ХРИСТИАНАМИ И БАПТИСТАМИ В ОДИН СОЮЗ

Послание ВСЕХБ, 1948 год

История ХВЕ в России

меню
Наверх